Утверждено приказом

по МБОУ-лицей

от  1.11.2012 № 231

 

Положение

о формах получения образования в  муниципальном общеобразовательном учреждении - лицей 

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Примерное положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19. 03. 2001 № 196, Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации  от 03.11.1994 № 1237, Положением о получении общего образования в форме экстерната, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.06.2000 № 1884  Законом  Московской области от 30.04.2009 № 41/2009-ОЗ «Об образовании».      

2. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность муниципального общеобразовательного учреждения - лицей, реализующего основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – МБОУ-лицей,  общеобразовательные  программы соответственно), по  организации образовательного процесса в различных формах.

3. Примерное положение распространяется на оказание образовательных услуг по общеобразовательным программам в различных формах: очной, заочной, экстерната, семейного образования, индивидуального обучения на дому, обучение на основе индивидуальных учебных планов, которые  предоставляются на всех ступенях общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии с их интересами и способностями и по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Допускается сочетание различных  форм получения образования.

4. Для всех форм получения образования в пределах конкретной общеобразовательной программы действует федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

5. МБОУ-лицей несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющими управление в сфере образования (далее – муниципальные органы управления  образованием)  за реализацию конституционных прав граждан на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям, качество образования, отвечающее федеральным государственным образовательным стандартам.

6. Оплата труда педагогических работников МБОУ-лицей осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Московской области по всем формам предоставления образовательной услуги.

7. МБОУ-лицей осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в выбранной ими  или их родителями (законными представителями)  форме  образования.

8. Родители (законные представители) совместно с МБОУ-лицей несут ответственность за выполнение  общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ.

II. Содержание образования и организация обучения в различных формах

 

9. Обучение в различных формах образования организуется в соответствии с образовательной программой, уставом МБОУ-лицей, учебным планом, отражающими образовательную стратегию и особенности общеобразовательных учреждений различных типов и видов. Для всех обучающихся действуют учебный план и  образовательная программа, включающие обязательный минимум содержания  общеобразовательных программ.

10. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных настоящим Примерным положением, обучающийся, достигший  совершеннолетия, или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Примерным положением, программами учебных предметов, критериями стандартного уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем,  нормами оценки знаний, умений и навыков обучающегося по каждому предмету, иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в избранной форме.

11. Обучающиеся, осваивающие   общеобразовательные программы в очной, заочной формах, в форме семейного образования, по индивидуальному учебному плану, при индивидуальном обучении на дому зачисляются в контингент обучающихся МБОУ-лицей.

      В приказе МБОУ-лицей и в личном деле обучающегося отражается форма освоения   общеобразовательных программ в соответствии с заявлением обучающегося, достигшего совершеннолетия, или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса (группы), в котором он будет числиться, или оформляется журнал индивидуальных занятий.

Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме экстерната, в контингент обучающихся не зачисляются, но учитываютсяв отдельном делопроизводстве при организации промежуточной или  государственной (итоговой) аттестации.

Обучающиеся, сочетающие экстернат и очную форму получения образования, включаются в контингент общеобразовательного учреждения.

12. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся осуществляется независимо от формы  получения образования и проводится в полном соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования.

 

III. Организация индивидуального обучения  на дому

 

13. На основании медицинских рекомендаций  организуется индивидуальное обучение на дому (Письмо Министерства народного образования РСФСР и Министерства  здравоохранения РСФСР 8-28 июня 1980 г. №281-м-17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»).

14. Учебный план для каждого обучающегося на дому, составляется из расчета не менее:

в I – IV классах – 8 часов в неделю,

в V – VII классах  –10 часов в неделю,

в VIII – IХ – 11 часов в неделю,

в Х – ХI(ХII) – 12 часов в неделю.

15. Право распределения часов по учебным дисциплинам  предоставляется МБОУ-лицей, с  учётом индивидуальных психофизических особенностей, интересов  детей, медицинских рекомендаций.

16. Расписание занятий согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося и утверждается директором МБОУ-лицей.

17. Фамилии детей, обучающихся на дому, данные об успеваемости, переводе из класса в класс, о результатах промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, выпуске из МБОУ-лицей вносятся  в классный журнал соответствующего класса.

18. На каждого обучающегося на дому, заводятся журналы индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов.

19. Часы, распределенные по учебным дисциплинам, вносятся в тарификационный список педагогических работников МБОУ-лицей, в соответствии с которым осуществляется оплата труда педагогических работников.

 

IV. Организация обучения в форме семейного образования

 

20. МБОУ-лицей осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (законных представителей) с указанием выбора формы получения образования. В приказе о зачислении ребёнка в МБОУ-лицей указывается форма получения образования. Заявление родителей (законных представителей) и приказ о зачислении хранятся в личном деле обучающегося в общеобразовательном учреждении. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться независимо от формы освоения общеобразовательных программ.

21.Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего. Обучающиеся, получающие образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме.

22. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося освоение   общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в МБОУ-лицей.

23. Отношения между МБОУ-лицей и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося регулируются договором, условия которого не должны ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством. Форма примерного договора утверждается Министерством образования Московской области.

24. В договоре указывается общеобразовательная программа, по которой обучающийся будет получать общее образование в семье,  формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам базисного учебного плана, сроки выполнения практических и лабораторных работ, финансовые взаимоотношения сторон. Договор составляется в 2-х экземплярах: первый экземпляр договора хранится в общеобразовательном учреждении в  личном деле обучающегося, второй -  находится у родителей (законных представителей) обучающегося.

25. Для выполнения лабораторных и практических работ, получения консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации обучающийся приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной аттестации обучающихся по очной форме по расписанию МБОУ-лицей.

26. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования при обучении в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральными  государственными образовательными стандартами и графиком её проведения.

Результаты аттестации фиксируются в классном журнале и дневнике обучающегося.

27. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по требованию психолога данного общеобразовательного учреждения и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся  общеобразовательных программ.

28. Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор,  если родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося не обеспечили:

- освоение обучающимся определённых договором общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в установленные сроки;

- явку обучающегося в общеобразовательное учреждение в определённые договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

29. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере суммы затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе обучения в общеобразовательном учреждении.

30. Обучение в форме семейного образования осуществляется до получения ребенком среднего (полного) общего образования, либо до достижения им возраста, определённого законодательством Российской Федерации на получение обязательного общего образования.

 

V. Организация получения общего образования в форме экстерната

 

31. Реализацию прав граждан на получение общего образования в форме экстерната осуществляет любое образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию.

32. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом и организуется на всех трех ступенях общего образования. Порядок реализации обучающимся, получающим образование в форме экстерната (далее кстерн), права на пользование библиотекой, получение консультаций, участие в олимпиадах, конкурсах, практических и лабораторных занятиях определяется локальными актами МБОУ-лицей.

33. Одновременное обучение и получение документа государственного образца в двух различных общеобразовательных учреждениях  в форме экстерната не допускается.

34. Для прохождения промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в МБОУ-лицей представляются следующие документы:

1. Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации.

2. Личное дело или справка о промежуточной аттестации.

3. Документ об основном общем  образовании для прохождения аттестации за третью ступень общего образования.

4. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

5. Медицинская справка установленного образца.

При отсутствии документов, подтверждающих уровень подготовки экстерна, общеобразовательное учреждение самостоятельно устанавливает образовательный уровень заявителя в порядке, определённом уставом и (или) иным  локальным актом общеобразовательного учреждения.

35. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации в качестве экстерна, порядок и формы проведения промежуточной аттестации определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно и организуются по предметам инвариантной части учебного плана (кроме предметов образовательных областей «Искусство, «Физическая культура», «Технология», если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе). Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год.

36. Если несовершеннолетний экстерн не прошел промежуточную аттестацию, то он вправе продолжить обучение по очной форме в установленном порядке. Обучающийся,  достигший совершеннолетия, имеет право на следующий год пройти промежуточную аттестацию в порядке и сроки, установленные  МБОУ-лицей.

37. Заявление о прохождении государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подаётся не позднее трех месяцев до её начала.

38. При проведении промежуточной   аттестации   проверка экзаменационных работ членами экзаменационной комиссии,  лабораторные и практические занятия, консультации в пределах двух часов перед каждым экзаменом финансируются на основании представленных образовательным учреждением графика учёта рабочего времени и документов, подтверждающих его выполнение.

Руководитель МБОУ-лицей для проведения консультаций, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации может привлекать наиболее квалифицированных преподавателей других общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений в соответствии с трудовым законодательством.

39. Для проведения промежуточной аттестации руководитель МБОУ-лицей издает приказ о создании комиссии, в состав которой входит председатель комиссии, учитель по данному предмету и  ассистенты-учителя (в IX классе – один ассистент, в ХI (ХII)  классах – два).

40. Результаты промежуточной аттестации фиксируются отдельными протоколами с пометкой «экстернат», которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения. К ним прилагаются письменные экзаменационные работы.

41. Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании государственного образца без пометки «экстернат» и фиксируется в книге выдачи аттестатов образовательного учреждения.

42. Документация экстерна хранится в образовательном учреждении в течение 3-х лет.

43. Учебные занятия для экстерна, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.8 настоящего Примерного положения, могут проводиться только по его желанию, в качестве платной дополнительной образовательной услуги, организуемой в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации        от 05. 07.2001 № 505.

44. Для обучающихся, сочетающих очную форму получения общего образования и экстернат, составляется индивидуальный график посещения занятий и прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы общеобразовательного учреждения и по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего.

45. Прохождение промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам в форме экстерната обеспечивается в том общеобразовательном учреждении, в котором обучающийся числится. Результаты промежуточной аттестации фиксируются отдельным протоколом, который хранится в личном деле обучающегося, в журнале делается запись «сдал экстерном» и выставляется оценка за экзамен.

46. Экстерны, освоившие основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, могут быть награждены серебряными и золотыми медалями в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.12.1999 №1075, Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362, Порядком проведения государственного выпускного экзамена, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70, Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57, Положением о медалях «За особые успехи в учении», утвержденным приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2010 № 140.

47. При проведении промежуточной аттестации экстерна, претендующего на награждение золотой или серебряной медалями, содержание экзаменационного материала по каждому из 12 предметов инвариантной части учебного плана образовательного учреждения должно отражать 2 или 4 полугодия (10 и 11 классы отдельно или 10,11 классы) и оцениваться, соответственно, 2 или 4 отметками в 2-х или 4-х протоколах, датированных одним числом.

 

VI. Организация заочной формы получения общего образования

 

48. Заочная формаобучения организуется в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся по заявлению совершеннолетнего гражданина и согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при наличии необходимых условий в МБОУ-лицей.

49. Обучение по заочной форме осуществляется при обязательном выполнении федеральных  государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса конкретного вида общеобразовательного учреждения.

50. Количество обучающихся по заочной форме в группе должно быть не менее 9 человекруппа обучающихся по заочной форме может быть укомплектована из обучающихся различных классов одной параллели.

51. При освоении  общеобразовательных программ в заочной форме общеобразовательное учреждение предоставляет обучающемуся:

- адресные данные образовательного учреждения (телефоны, сайт интернета, адрес электронной почты);

- учебный план;

- план учебной работы на полугодие или учебный год;

- учебники;

- перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке;

- контрольные работы с образцами их оформления;

- перечень методических комплектов для выполнения заданий;

- справку-вызов для получения дополнительного отпуска по месту работы обучающегося, выполняющим учебный план.

Форма справки-вызова разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно. В первой части справки указывается продолжительность дополнительного отпуска и цель вызова. Во второй части содержится подтверждение, в котором отмечаются фактические сроки нахождения обучающегося на экзаменационной сессии. Справки-вызовы выдаются на бланке общеобразовательного учреждения за подписью  руководителя и регистрируются в специальном журнале.

52. Образовательный процесс для заочных групп может быть организован:

- в течение всего учебного года;

- в виде экзаменационных сессий.

53. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по заочной форме определяются МБОУ-лицей самостоятельно.

54. Годовые оценки обучающемуся заочной группы выставляются с учётом результатов экзаменов и выполненных  работ по предмету. Результаты аттестации фиксируются в журнале учебных занятий заочной группы, дневнике обучающегося в соответствии с графиком проведения промежуточной аттестации.

55. К сдаче экзаменов допускаются обучающиеся, успешно выполнившие предусмотренные практические, лабораторные, зачётные и контрольные работы.

56. Между экзаменационными сессиями могут быть организованы консультации преподавателей. График проведения консультаций утверждается руководителем общеобразовательного учреждения и вывешивается на информационном стенде и сайте общеобразовательного учреждения. Количество консультаций определяется возможностями общеобразовательного учреждения.

57. Для организации заочной формы обучения необходимо ведение следующей документации:

- журналы учебных, консультативных и факультативных занятий;

- учебные планы;

- годовой календарный учебный график;

- расписание занятий;

- расписание и протоколы экзаменов.

58. Обучающиеся по заочной форме, освоившие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, могут быть награждены серебряными и золотыми медалями в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.12.1999 №1075, Положением о медалях «За особые успехи в учении», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2010 № 140.

 

VII. Организация образовательного процесса на основе

индивидуальных учебных планов

 

59. Обучение по индивидуальным учебным планам (далее - ИУП) вводится с целью создания условий для увеличения возможностей выбора обучающимися моделей дальнейшего образования, обеспечения индивидуализации обучения и более полного удовлетворения познавательных потребностей и интересов обучающихся III ступени общего образования.

60. Для организации обучения по индивидуальным учебным планам в МБОУ-лицей необходимо учитывать готовность старшеклассников к  обучению по ИУП, а также наличие следующих условий: кадровых, содержательных, материальных, психологических.

61. На подготовительном этапе в содержательном аспекте образовательного процесса выделяются уровни дифференциации, которые являются основой для разработки индивидуального учебного плана.

62. Подготовительный этап завершается  определением  количества  учебных групп (в зависимости от выбора обучающихся), необходимых потребностей в кадрах, их расстановкой.

63. На организационном этапесоставляется индивидуальное расписание, для чего в учебных группах, безотносительно к дням недели, выстраивается комбинация уроков, на которых задействовано наибольшее количество обучающихся.

64. Наэтапе внедрения индивидуального учебного плана общеобразовательного учреждения, с целью осуществления контроля и коррекции выполнения индивидуального учебного плана обучающегося, содержание каждого предмета разбивается на учебные модули и их изучение завершается зачетной или контрольной работой.

Результаты зачетов и контрольных работ фиксируются в зачетных книжках обучающихся.

65. На аналитическом этапе результаты работы по внедрению индивидуальных учебных планов обсуждаются на заседаниях педагогического совета, научно-методических объединений, родительских собраниях, собраниях обучающихся. С учетом выводов проблемного анализа и результатов обсуждений проводится  корректировка процесса организации работы по индивидуальным учебным планам и планирование работы на следующий учебный год.

 

VIII. Финансовое обеспечение реализации  общеобразовательных программ в очной и заочной формах, в форме экстерната, семейного образования, индивидуального обучения на дому, обучения на основе индивидуальных учебных планов в общеобразовательных  учреждениях.

 

66. Финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в очной и заочной формах (при организации образовательного процесса в течение всего учебного года), в форме индивидуального обучения на дому, обучения на основе индивидуальных учебных плановв муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюджете Московской области на очередной финансовый год на предоставление бюджетам муниципальных образованийМосковской области субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с нормативами финансированиямуниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на реализацию основных общеобразовательных программ за счет средств бюджета Московской области, установленными Законом Московской области № 111/2008–ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области», состоящими из нормативов расходов стандартной стоимости педагогической услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях по ступеням общего образования на одного обучающегося в год, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды на одного обучающегося.

67. Финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в форме семейного образования, в форме экстерната (в период проведения итоговой аттестации), в заочной форме (при организации образовательного процесса в виде экзаменационных сессий) в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюджете Московской области на очередной финансовый год на предоставление бюджетам муниципальных образований Московской области субвенциина обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с нормативами финансированиямуниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на реализацию основных общеобразовательных программ за счет средств бюджета Московской области, установленными Законом Московской области             № 111/2008–ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московскойобласти», состоящими из нормативов расходов стандартной стоимости педагогической услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях по ступеням общего образования на одного обучающегося в год, применяемых для обычных классов общеобразовательной школы, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды на одного обучающегося.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz