Пивоварова Ольга Михайловна, учитель физики МОУ - Лицей

" Блочно-модульное преподавание физики в старших классах."

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности):

Новые условия образовательной деятельности: использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски при проведении уроков в старших классах, использование разноуровневого дидактического материала и проведение мониторинга знаний учащихся. Развитие умений выделять существенные признаки физических явлений и устанавливать новые связи между ними, активизация познавательной деятельности учащихся. Новые средства обучения: апробация учебников нового поколения с электронными приложениями, подготовка учащихся к обучению в профильных классах.

Идея изменений (в чем сущность инновационного педагогического опыта  ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса): Обучение и воспитание каждого ученика в процессе организации контрольных и зачетных работ с использованием новых педагогических технологий (триз, саморазвивающего обучения, проблемного обучения, исследовательских методов в обучении, уровневой дифференцации) с опорой на предыдущие знания, межпредметные связи, смену видов деятельности, привлечение личного опыта учащихся.

Новизна опыта.

Данный опыт можно обозначить как репродуктивно-

рационализаторский, поскольку данный вопрос разрабатывался

отечественными педагогами. Цель его – интенсифицировать традиционный

процесс преподавания физики через внедрение технологии блочной подачи

материала и системы зачетов по каждой теме для развития творческого

мышления учащихся.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных

технологий, а также применении специальных средств (приемов, форм

работы) с целью активизации творческих способностей учащихся,

достижения эффективных результатов обучения физике.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски): Данная технология позволяет: при 2-х часовой программе по физике в 9 классе подготовить учащихся к профильному обучению  физики в 10-11-х классах и 5-ти часовой программе в 10– 11-х классах, подготовить  учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, выделять больше времени для решения задач, повторения всех формул курса физики, отработать основные типы решения задач.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма): Реализация данной технологии возможна учителем, работающим в старших классах , владеющим методикой дифференцированного и индивидуального обучения учащихся.

Результат изменений: Высокий уровень обученности по итогам ЕГЭ по физике. Победители лицейских, муниципальных и межрегиональных олимпиад по физике.

Педагогическое эссе. Описание инновационного опыта учителя:     Условия возникновения опыта.

С 1994 года я работаю в МОУ ицей . В данном учебном

заведении всегда функционировали классы физико-математического и естественно-научного  профиля. Учащиеся указанных классов обладают высоким интеллектом, работоспособные, активные, умеют мыслить логически, работать самостоятельно , 100% учащихся поступают в высшие учебные заведения . Существующее противоречие между желанием создать условия, способствующие творческой самореализации ребенка, выполнив социальный заказ общества, и недостатком учебного времени для изучения материала на творческом уровне - определили выбор темы моей работы.

Впервые блочное преподавание предмета в свою практику ввел В.Ф.Шаталов. «В начале 70-х гг. XX в. народный учитель СССР Виктор Федорович Шаталов разработал оригинальную новаторскую систему обучения и воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах мира. Например, в Китае ее с успехом применяют не только в школе, но и в профессиональных и военных училищах. Шаталов актуализировал и развил установленные наукой закономерности, которые ранее не были востребованы педагогикой. На педагогическую тему Шаталовым написано более 20 книг, многие из них переведены на разные языки мира.

В.Ф. Шаталов разработал в своей
методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у Л.В. Занкова.

1.     Обучение на высоком уровне сложности.

2.     Бесконфликтность.

3.     Быстрое движение вперед.

4.     Открытые перспективы.

5.     Сверхмногократное повторение.

6.     Ведущая роль теоретических знаний.

7.     Гласность.

Система В.Ф. Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию сверхмногократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место».

(Волохова Е.А., Юнкина И.В., Дидактика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г., с. 241-242.)

 

 Актуальность и перспективность педагогического опыта.

На данный момент глобальные социально-экономические

преобразования в нашей стране выявили потребность в людях технического

склада ума. На заводах, фабриках, на стройках необходимы грамотные

рабочие и инженеры. Нашему обществу нужны люди творческие, активные,

неординарно мыслящие, способные нестандартно решать поставленные

задачи на основе критического анализа ситуации, формулировать новые

перспективные идеи. Поэтому главной задачей МОУ-лицей является выполнение социального заказа общества.

Существующее противоречие между желанием создать условия,

способствующие творческой самореализации ребенка, выполнив социальный

заказ общества, и недостатком учебного времени для изучения материала на

творческом уровне - определили выбор темы моей работы.

 

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий

для развития творческого мышления учащихся через блочный метод

обучения, позволяющий:

-формировать сознательное усвоение учениками учебного материала;

-добиваться понимания сути физических явлений и законов;

-расширять кругозор учащихся;

-развивать способности мыслить и самостоятельно добывать знания,

сопоставлять факты и делать выводы, причем, не только «физические»,

но и «нравственные».

 Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с 1998 по 2001 год – 9 - 11 класс,

с 2002 по 2005 год – 9 – 11 класс, с 2006 по 2011 год – 7 – 11 класс. В каждой

параллели я отслеживала развитие творческого мышления учащихся через

рейтинговую систему контроля ЗУН . С каждым годом, в

связи с изменением в программах, сокращением количества часов,

изменением УМК, моя система планирования материала и составления

зачетов видоизменяется, но принцип работы остается одним и тем же.

 Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по

физике в классах II ступени (7-9 кл.) и III ступени (10-11 кл.) профильных уровней, а так же внеурочную деятельность учащихся.

7 – 9 класс – это подготовка к работе по блочной системе планирования

материала и зачетной системе контроля.

10 – 11 класс – это непосредственно работа по данной системе.

Внеурочная деятельность – это реализация творческих способностей

учащихся, выработанных с помощью блочной системы планирования

материала и зачетной системы контроля.

Теоретическая база.

В последние годы часто говорят и пишут о необходимости создания

методических руководств по развитию творческого мышления учащихся.

Выпущено множество различных пособий, в которых описаны различные

оригинальные, нестандартные уроки. Но какими бы разнообразными ни были

формы проведения занятий, они преследуют одни и те же цели:

-ознакомить с основами физической науки – ее основными понятиями,

законами, теориями;

-сформировать в сознании учащихся естественнонаучной картины

окружающего нас мира;

-помочь овладеть основными методами естественнонаучного

исследования;

-научить мыслить и применять свои знания на практике.

На своих уроках я хотела добиться самого высокого уровня освоения знаний

– творческого. Я старалась показать ребятам, как интересен научный поиск,

какими замечательными качествами обладают творцы науки, какое

удовольствие приносит человеку обретение новых знаний, собственное

наблюдение и осмысление каких-либо явлений, удачное выполнение

эксперимента. Ведь роль образования в современном обществе гораздо шире,

чем просто сообщить ребенку определенное количество знаний; необходимо

превратить эти знания в инструмент творческого познания мира.

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень познания — процесс отражения

объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях;

опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на

впечатления от реальности и даѐт возможность человеку в зависимости от

усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать

информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.

ТВОРЧЕСТВО - создание новых по замыслу культурных или

материальных ценностей; деятельность, порождающая нечто качественно

новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-

исторической уникальностью (Толковый словарь русского языка С. И.

Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Применительно к процессу обучения творчество следует определить

как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно

новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для

формирования личности как общественного субъекта.

Способность мыслить творчески — самая важная составляющая опыта

творческой деятельности. Творческое мышление обладает рядом

специфических черт, проявляющихся при решении проблем. Первой такой

специфической чертой представляется способность к преодолению

стереотипов мышления.

В качестве следующей специфической черты творческого мышления

можно выделить способность к поиску решения в условиях

неопределенности, когда критерии правильности действий вырабатываются

самим учащимся.

Характерной чертой творческого мышления можно представить

способность к выявлению проблем. Она обусловлена обостренным, во

многом интуитивным, чувством противоречия между сложившимися

представлениями о сущности какого-то явления (предмета) и имеющимися

фактами, а также между свойствами различных предметов и возможностями

их использования. От того, насколько учащиеся способны увидеть проблему

и уяснить ее сущность, зависит успех ее решения.

Творческое мышление характеризуется и способностью к преодолению

интеллектуальных трудностей.

Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески

мыслить — это значит обеспечить более успешное достижение главной цели

воспитания — всестороннего и гармонического развития личности.

Призвание школы - формировать у учащихся способность к

самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей

ответственности.

Я решила познакомиться с различными точками зрения на то, как

выбирать эффективные образовательные технологии для сознательного

усвоение учениками учебного материала, расширения их кругозора, развития

способности творчески мыслить и самостоятельно добывать знания. Я стала

изучать передовой отечественный и зарубежный опыт обучения детей.

Обращалась к идеям Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, В.П. Беспалько,

Г.К. Селевко, Инге Унт, В.Д. Шадрикова, Е. Торренса, Р. Амтхауэра, Е.А.

Ямбурга, И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой, Оржековского П. А. и убедилась,

что одним из возможных средств творческой самореализации учащихся

являются идеи личностно-ориентированного подхода.

По мнению И.С.Якиманской: «Каждому ребенку для развития и

самореализации нужна образовательная среда, включающая:

-предоставление ученику свободы выбора способов выполнения

учебных заданий;

-использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных

занятий в целях активизации творчества детей;

-создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной

деятельности;

-постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных

способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только

результата, но и процесса своей работы.

Изучая опыт педагогов – новаторов, педагогическую и методическую

литературу, я решила использовать некоторые научные идеи, позволяющие

развить творческую активность учащихся. Они и явились методической

основой опыта.

1.Укрупнение дидактических единиц в обучении школьников

разработанное П.М.Эрдниевым.

Академик Эрдниев обосновал эффективность укрупненного введения новых

знаний, позволяющего:

v применять обобщения в текущей учебной работе на каждом

уроке;

v устанавливать больше логических связей в материале;

v выделять главное и существенное в большой дозе материала;

v понимать значение материала в общей системе ЗУН;

v выявить больше межпредметных связей;

v более эмоционально подать материал;

v сделать более эффективным закрепление материала.

2.Педагогическая технология на основе системы эффективных

уроков А. А. Окунева.

Заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской Окунев А.

А. создал систему в которой:

v теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а

спрашиваться – по способностям;

v соблюдается принцип

o связи теории с практикой: учить применять знания в необычных

ситуациях;

o доступности: школьник должен действовать на пределе своих

возможностей;

o сознательности: ребенок должен знать, что он проходит;

o прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

o оптимизации: учитель выделяет главное с учетом времени;

v мышление должно главенствовать над памятью, учебная

информация распределена на крупные блоки, материал дается

большими дозами.

3.Система поэтапного обучения физике Н. Н. Палтышева.

Народный учитель СССР Палтышев разработал и внедрил педагогическую

систему, результатом которой является высокий уровень знаний.

Особенностями данной методики являются:

v поблочная смысловая разбивка темы;

v многократное проговаривание;

v решение задач с использованием алгоритма-образца;

v творческий характер обучения;

v система зачетов по каждой теме - система поэлементного учета

ЗУН.

4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и

знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова.

Народный учитель, профессор Донецкого открытого университета

Шаталов В. Ф. разработал и воплотил на практике технологию

интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы

традиционного классно-урочного способа обучения. Основные принципы

его системы следующие:

v многократное повторение, обязательный поэтапный контроль,

высокий уровень трудности, изучение крупными блоками;

v личностно-ориентированный подход;

v ученье без принуждения;

v бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого,

открытие перспектив для исправления, роста и успеха;

v соединение обучения и воспитания.

5. Технология обучения физике на основе решения задач Р. Г.

Хазанкина.

Учитель математики Р. Г. Хазанкин за основу своей работы взял успешное

выявление возможностей новых форм проведения урока, что нашло свое

отражение в разработке новых типов уроков. В основу положены

следующие концептуальные положения: личностный подход, педагогика

успеха, педагогика сотрудничества. В соей технологии он выделяет

следующие положения:

v индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных»;

v органически связывать индивидуальный и коллективный способы

деятельности;

v сочетать урочные и внеурочные формы работаы.

Р. Г. Хазанкин выделяет следующие направления деятельности учителя:

v уроки-лекции с целью изучения новой темы крупным

блоком, активизации мышления школьников и экономии

времени для дальнейшей творческой работы;

v уроки решения ключевых задач с целью научить

распознавать и решать ключевые задачи;

v уроки – консультации, на которых вопросы задают

ученики, а отвечает на них учитель;

v зачетные уроки, целью которых является организация

индивидуальной работы, постепенная подготовка к решению

более сложных задач.

Кроме вышеназванных технологий, я заинтересовалась следующими:

технологию уровневой дифференциации, та как в любой системе

обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный

подход и данная технология, как применение разнообразных

методических средств, является включенной, проникающей

технологией;

технологию проблемного обучения, основанную на теоретических

положениях американского философа, психолога и педагога Дж.

Дьюи, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность

учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит

творческое овладением профессиональными знаниями, навыками,

умениями и развитие мыслительных способностей;

технологию индивидуализации обучения, в которой мне

понравилась гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей

эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач,

мотивировать процесс учения, но оставлять ученику возможность

работать на том уровне, который для него сегодня возможен,

доступен.

Технология опыта.

Целью моего опыта является создание условий для максимально

возможного развития творческих способностей учащихся через блочный

метод обучения в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта

и формированием уверенности в своих силах; воспитание личности,

способной к самореализации в условиях современности, гражданина страны -

который, выйдя из стен школы, мог бы объяснить с естественнонаучной и

социальной точек зрения происходящие вокруг него события..

Задачи, способствующие достижению данной цели:

-подобрать учебный материал (в соответствии с образовательной

программой) и методы его подачи, позволяющие развивать творческий

уровень осмысления материала;

-максимально приблизить содержание учебных занятий к интересам и

потребностям личности;

-использовать способы и приѐмы, педагогических техник и средств,

способствующих свободному раскрытию творческого потенциала

учащихся;

-разработать поэтапную систему контроля ЗУН для диагностики

достижения творческого уровня изучения материала;

-производить корректировку ЗУН учащихся.

Физика – это не только точная наука, но и философская. Она и

появилась вначале как наука, рассуждающая о тайнах природы. Ученики на

уроках должны рассуждать, анализировать, высказывать и обосновывать

свою точку зрения и естественно использовать свои знания на практике.

Моя многолетняя практика работы в 9 – 11 классах показала, что

научить всех в условиях всеобщего среднего образования можно, используя в

своей работе блочный метод планирования материала, который включает

следующие методические приемы:

- постановка проблемы при изучении нового материала;

- систематическое повторение материала;

- поуровневый контроль знаний, умений и навыков;

- более гибкая система оценивания знаний учащихся и др.

Блочный метод планирования материала предполагает следующие

этапы :

- теоретический блок (уроки-лекции, урок-конференция, урок-исследование и т. п.);

- зачет (проверка уровня усвоения теоретических знаний на репродуктивном уровне и уровне осмысления темы через решение качественных задач) ;

- практический блок (решение задач различного уровня по принципу

«от простого к сложному», лабораторные работы);

- разноуровневая контрольная работа .

Под различными уровнями подразумеваются:

Репродуктивный (базовый), обеспечивающий воспроизводство

основного учебного материала программы. Этот уровень характеризуется

формальным усвоением учебной информации, решением простейших

физических задач методом подстановки данных в известные формулы. У

учащихся, находящихся на этом уровне, отсутствует мотивация на изучение

предмета.

Конструктивный, обеспечивает качественное изучение учебного материала. На этом уровне учащиеся умеют анализировать физические ситуации с применением физических законов, решают физические задачи, где искомая величина находится путем вывода, с применением других формул. Учащиеся, находящиеся на этом уровне характеризуются наличием мотивации к изучению предмета.

Творческий, характеризуется основательным владением понятийным и

логическим аппаратом, способностью к аналитическому мышлению, оценке

результатов физических процессов и явлений, умением применять для

решения нестандартных задач эвристические методы. Этот уровень характеризуется высокой мотивацией к изучению предмета, любознательностью, познавательной потребностью.

Блочный метод планирования материала помогает пройти учащимся через все уровни усвоения учащимися учебного материала (по классификации В. Беспалько):

1-й уровень – «знания-знакомства», - ученик работает на уровне «опознать

знакомое»;

2-й уровень – «знания-копии», - ученик должен уметь воспроизвести

формулы или формулировки тех или иных понятий;

3-й уровень – «знания-умения», - ребенок способен использовать те или иные

представления или понятия при решении расчетных или качественных задач;

4-уровень – «знания-творчество», - этот уровень характеризуется свободным

владением учебным материалом, способностью к аналитическому и образному мышлению.

Блочный метод планирования материала позволяет отработать теоретический материал, выделить больше времени на решение задач (порядка 4 – 8 уроков в зависимости от темы), систематически проводить повторение пройденного материала.

Всем известно, что для решения качественных, расчетных, нестандартных или экспериментальных задач любого уровня необходимы теоретические основы, так называемая «физическая азбука». Ведь в решении любой физической задачи можно выделить одни и те же действия:

1) выяснить основной вопрос задачи, выделить заданные и неизвестные

величины;

2) выделить систему рассматриваемых в задаче тел и состояния тел,

заменить реальные тела идеальными объектами (точечный заряд, однородное

поле, идеальный проводник);

3) сделать схематический рисунок (или несколько рисунков для каждого

из рассматриваемых состояний тел);

4) записать содержание задачи в краткой символической форме (столбик

данных и неизвестных величин) с одновременным переводом числовых

значений в СИ, помечая однородные величины, характеризующие разные

тела или разные состояния тел индексами;

5) установить, с помощью каких законов объясняется описанная в задаче

ситуация, записать математические выражения этих законов и

дополнительные соотношения, связывающие неизвестные и заданные

величины;

6) решить полученную систему уравнений в общем виде. (в редких

случаях приходится проводить поэтапные вычисления, например, чтобы

выяснить, возможен тот или иной физический процесс);

7) проверить правильность решений путем действий с наименованиями

единиц;

8) вычислить точную величину, подставив в расчетную формулу

числовые значения (действия 6 и 7 можно выполнять одновременно,

подставляя в формулу значения величин вместе с их единицами);

9) проанализировать полученные результаты и записать их в виде ответов

на вопросы, поставленные в задаче.

Для того чтобы выполнить этот алгоритм необходимо знать буквенные

обозначения физических величин, их единиц измерения, математические

выражения законов и дополнительные соотношения, связывающие

неизвестные и заданные величины.

Подготовить учащихся к этой работе мне помогают зачеты,

разработанные по каждой теме 10-11 класса. Цель зачета – проверка знаний

обязательного минимума содержания образования по теме и умения

анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях. Подготовка

школьников к зачету осуществляется во время теоретического блока.

На каждом уроке проводится устный опрос. Во время него проверяется:

-знание основных законов и определений по новой теме;

-решаются качественные задачи репродуктивного и конструктивного уровня ;

-повторяется материал из предыдущих тем по карточкам (5 вопросов в каждой карточке) .

Устный опрос оценивается «+» и «, а в конце теоретического блока

выставляется отметка по количеству правильных ответов. Карточки

оцениваются отдельной отметкой. Результаты заносятся в таблицу (табл. 1).

Таблица 1.

п/п

 

Ф. И.

ученика

 

Название

темы

 

У

 

Зачет

Карточки

 

 

 

 

 

ВЕФ

КЗС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

У – отметка за устные ответы; ВЕФ – отметка за первую часть зачета;

КЗС – отметка за вторую часть зачета.

Во время теоретического блока выделяются формулы, которые необходимо знать в данной теме. Контроль знаний формул (Ф), буквенных обозначений физических величин (В) и единиц измерения (Е) проводится в первой части зачета. В каждом зачете встречаются формулы из предыдущих тем, что позволяет параллельно с новым материалом повторять пройденный ранее. Таким образом, проверяются остаточные знания, т. е. их полнота как показатель сформированности такого элемента качества знаний учащихся, как полнота знаний.

Во второй части зачета представлены качественные задачи конструктивного и творческого уровня (КЗ), а так же различные схемы, графики (С) с вопросами к ним. С каждым годом, в связи с изменением в программе и сокращением количества часов, зачетная система видоизменяется, но принцип составления зачетов остается одним и тем же.

После изучения темы каждый ученик имеет как минимум 7 - 8 отметок:

- за устный опрос;

- за работу с карточками по повторению предыдущих тем;

- две - три отметки за зачет;

- за решение задач;

- за домашние задания;

- за лабораторные работы;

- за контрольную работу.

Эти результаты заносятся в таблицу

«Рейтинговая система оценки знаний».

 

 

п/п

Ф. И.

ученика

Устный опрос

Карточки с правилами

зачет

Решение задач

Домашние задания

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Каждый блок, рассмотренный выше, решает свои задачи.

При изучении новой темы крупным блоком активизируется мышление

школьников в освоении нового, что экономит время для дальнейшей

творческой работы.

При подготовке к зачету учащиеся приобретают следующие умения и

навыки: работы с книгой и справочным материалом; внимательного

восприятия информации и ее запоминания; осмысления учебного материала

и умения выделять главное; систематизировать и делать выводы. Зачетная

форма контроля готовит учащихся к решению творческих задач. А для этого

они должны уметь рассматривать варианты задач, естественным образом

вытекающих из правил, формул, законов и т. п.

Уроки решения задач и лабораторные работы позволяют реализовать

изученную теорию, учат распознавать задания различного типа и уровня

сложности, дают возможность овладеть основными учебными навыками.

Данный блочный метод помогает развивать у учащихся долгосрочную

память, умение анализировать и делать выводы, применять знания на

практике.

Представленный блочный метод планирования материала, ключевым

элементом которого является зачетная система, позволяет создать условия

для развития творческого потенциала, интеллектуальной культуры учащихся.

Результативность опыта

Ряд1 - репродуктивный уровень

Ряд2- конструктивный уровень

Ряд3- творческий уровень

По графикам видно, что ежегодно повышается процент учащихся,

выполняющих количество репродуктивных, конструктивных и творческих

задач, т. е. повышается уровень обученности учеников. Снижается

количество учащихся, не имеющих навыков самооценки.

Проанализировав итоги работы, я сделала вывод о том, что данная

система обладает многими положительными качествами. Улучшается

качество образовательной подготовки (уровень обученности, готовность к

самооценке, глубина, широта и полнота знаний). Создаются комфортные

педагогические условия: снижается количество заданий, предназначенных

для самостоятельного выполнения во внеурочное время; снижается

психологическая нагрузка на учащихся во время письменных контрольных

работ, потому что подготовка к ним ведется во время теоретического блока,

зачета и практического блока.

Результаты успеваемости учащихся

Я считаю, что повышение успеваемости и качества знания по физике

это следствие умения учащихся работать на творческом уровнен. В 2010 году

я выпустила один 11-й класс. С этими учащимися я работала пять лет.

Поэтому результаты успеваемости предоставляю по итогам работы за 5 лет

 

 

Победители районных и региональных олимпиад за последние 5 года

год

Количество призовых мест

место

класс

Ф.И.

2006-2007

2

3

2

9

10

Тимофеев А.

Шаталина Е.

2007-2008

1

1

10

Тимофеев А.

2008-2009

1

3

7

Кафанов О.

2009-2010

3

1

2

3

11

7

11

Сысоева Д.

Кафанов Т.

Егорова Т.

2010-2011

4

1

3

3

3

9

8

9

9

 

Кафанов О.

Кафанов Т.

Попов В.

Калачарова А.

Победители, призеры, лауреаты творческих конкурсов, смотров,

Соревнований (за последние 3 года)

п/п

Ф.И.О.

Класс

Год

Название

конкурса,

смотра,

соревнования и

т.п.

 

Уровеньконкурса,

смотраоревнования

(муниципальный,

областной,

всероссийский

международный)

 

Занятое место

(присвоенное

звание)

 

1

Сысоева д.

10

2008

Конференция «Молодой исследователь»

областной

Диплом за участие

2

Учащиеся НОУ

11

2009

Выступление на РМО учителей физики «Волновая

оптика»

муниципальный

Диплом за участие

3

Зубин Н.

11

2010

 «Зубренок»

международный

лауреат

4

Егоров И

9

2010

открытый конкурс проектно-исследовательских и реферативных работ школьников по физике «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

всероссийский

 

лауреат

Учащиеся выпускных классов на высоком уровне сдают вступительные

экзамены и поступают в технические вузы на бюджетной основе обучения и

на технические специальности в Москве (МГУим. М. В. Ломоносова, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана).

 В школьной НПК ежегодно участвуют от 4 до 7 моих учеников.

Научные работы учащиеся выполняют на высоком теоретическом уровне. Их

отличает интересный выбор темы, глубокое рассмотрение вопроса,

грамотные выводы и предложения. Такая работа требует большой

подготовки и со стороны ребят, и с моей стороны. В работе конференции

принимают участие и родителиоторые дают высокую оценку выступлениям учеников. Каждый год тематика докладов выдержана в едином ключе: «Связь физики с другимиразделами науки», «Физические процессы в природе и экология», «Новыеоткрытия в физике» и т. д.

Я провожу большую работу с физическим научным обществом учащихся:

учу ребят работать со специальной, научной литературой, справочниками,

словарями, планировать и проводить экспериментальную работу и т. д.

Такая исследовательская работа в рамках научного общества мной

проводится начиная с 7-го класса. В рамках месячника физики работает

музей физических приборов «Сделай сам». Ребята 7 - 9 классов показывают

различные технические устройства, сделанные своими руками по темам:

«Давление жидкости», «Сообщающиеся сосуды», «Проводники и

диэлектрики» и т. п.

Учащиеся старшего звена ведут большую научную деятельность в

рамках НОУ. За несколько лет работы у нас выделилось три направления:

1. Мастера – самоучки. На семинаре учителей физики и нашкольной научно-практической конференции мой ученик Кограманов Г.демонстрировал свои технические устройства. Он увлекается радиотехникой.

2. Группа теоретиков – это ребята, которые выступают с докладами на

уроках и мини-конференциях. Моими учениками были подготовлены

доклады по различным темам и, в частности, «Ядерная энергетика.

Проблемы и их решение», «Чернобыль – одна из главных трагедий России»,

«Глобальное изменение климата и его последствия», «Влажность воздуха и

ее влияние на жизнедеятельность человека», «Тепловые двигатели и

загрязнение окружающей среды», «Использование композиционных

материалов в строительстве», Применение оптических приборов в науке и

народном хозяйстве» и т. п.

3. Учащиеся, работающие по программе «Шаг в будущее». Наши ребята

принимали участие в конференциях, организованных МГТУ им. Баумана.

Научно-практические работы моих учеников Трушина И. и Королева В. были высоко оценены, учащиеся награждены дипломами.

4. Группа «Экспериментатор» - это ученики, которые работают с новым

оборудованием, готовят опыты, получают навыки экспериментальной

работы. Новое оборудование дает возможность ребятам получать знания, не

отставая от научно-технического прогресса

Учебная исследовательская деятельность связана с решением учащимися

творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в

научной сфере.

Перед учащимися из 11 физико-математического класса в прошлом учебном

году я поставила задачу подготовить опыты по теме «Волновая оптика»,

используя оборудование из набора лаборатории L-микро. Ребята, как

истинные экспериментаторы шаг за шагом прошли все этапы

исследовательской работы, сталкивались с проблемами, делали выводы,

вносили новшества в проведение опытов.

В 2009-2010  учебном году работу секции «Экспериментатор» посмотрели на

семинаре учителя физики. В рамках Недели науки  ребята выступили в с опытами по теме «Волновая оптика».

Блочный метод обучения как фактор развития творческого мышления

учащихся охватывает очень широкий диапазон деятельности учителя и

учащихся. Он позволяет активизировать творческие способности учащихся,

сэкономить время для отработки материала на творческом уровне, достичь

эффективных результатов в обучении физике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходная идея современной системы образования: единство обучения, воспитания и развития и на их основе целостное формирование и развитие личности лицеиста. В соответствии с этим должна конструироваться система преподавания физики в МОУ-лицей. Образовательный аспект преподавания данного предмета связан с расширением объема знаний, развивающий – со структурным усложнением усваиваемого содержания, воспитательный – с формированием отношений. Малое количество часов преподавания физики в 7-9 классах  значительно усложняет задачу учителя в полном объеме подготовить учащихся к работе в профильных классах и  успешной сдаче ЕГЭ. Наряду с традиционными формами обучения, успешно используется  технология блочно-модульного преподавания физики в старших классах. Программный материал разбивается на отдельные блоки-темы, состоящие, в свою очередь, из отдельных модулей: теоретического, практического и контроля знаний. Тематическое планирование составляется таким образом, чтобы большая часть времени для изучения темы, отводится на практическую часть и решение задач. Теория излагается кратко в форме лекции, четверть теоретического материала выводится на самостоятельное изучение. Практическая часть включает лабораторные работы и уроки решения задач. На этих уроках проверяется не только знание учащимися фактического материала, умение использовать приобретенные знания на практике в различных ситуациях, но и уровень осмысления и обобщения этого материала, навыки работы с приборами. Уроки контроля знаний позволяют проверить прочность усвоенного материала. Формы контроля знаний: физические диктанты, контрольные, лабораторные и зачетные работы, тесты, которые целесообразно составлять в форме и материалам КИМов ЕГЭ по физике. Выполнение лабораторных работ и решение задач в малых группах-бригадах позволяет решить ряд воспитательных задач: развитие коммуникабельности, взаимопомощи, умения работать в коллективе, проявлять активность и личностные качества. Технология блочно-модульного преподавания физике позволяет сформировать у учащихся систему знаний фундаментальных физических законов, целостное представление о физической науке, раскрыть процесс возникновения и развития физических закономерностей, установить межпредметные связи. Учитывая, что экзамен по физике сдают не все учащиеся, осуществляется дифференцированный подход к домашним заданиям и формам контроля. Использование современного лабораторного и мультимедийного оборудования, интерактивной доски и активных методов обучения позволяют сделать уроки эмоционально насыщенными, запоминающимися и вызывающими интерес к предмету.

Библиографический список:

1. Блинов В. Н., Тесты по физике, 10-й класс, Саратов: Лицей, 1999 – 44 с.

2. Давыдыденко, Т. М. Проектирование учебного занятия/Т. М. Давыденко,

Е. В. Тонков. – Белгород, 2002. – 90 с

3. Дьяконов И. А., Базилевич Т. Г. и др., Тесты, Физика, 11-й класс,

Пособие для подготовке к тестированию, М.: Центр тестирования, 1998 –

63 с.

4. Иванов А. А., Иванова З. И., Тесты по физике, 11-й класс, Саратов:

Лицей, 2000 – 48 с.

5. Касьянов В. А., Физика, 11 класс, учебник для общеобразовательных

учреждений, М.: Дрофа, 2004 – 416 с.

6. Кирик Л. А., Физика, Самостоятельные и контрольные работы,

Электричество и магнетизм 10-11 классы, Москва-Харьков: Илекса -

Гимназия, 1998 – 125 с.

7. Кирсанов А.А. Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся

в педагогическом процессе Казань: Б.И. 1995., с. 102.

8. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий/А. К.

Колеченко. – СПб.: КАРО, 2005. – 367 с.

9. Куперштейн Ю. С., Марон А. Е., Физика, 10-11 класс, Опорные

конспекты и дифференцированные задачи, Ленинград, 1991

10. Лук А. Н., Мышление и творчество - М.,1976

11. Лупов Г. Д., Опорные конспекты и тестовые задания по физике, 11

класс, М.: Просвещение, АО Учебная литература, 1996 – 289 с.

12. Марон А. Е., Марон Е. А., Физика, Дидактические материалы, 11 класс,

М.: Дрофа, 2005 – 144 с.

13. Оржековский П.А., Формирование у учащихся опыта творческой

деятельности при обучении химии, М.: ИОСО РАО, 1997. — 121 с.

 

Сайт управляется системой uCoz